Повышение эффективности обучения путем управления своим психофизиологическим состоянием.
Профилактика информационного стресса
Эффективность усвоения любой предъявляемой информации определяется психофизиологическим состоянием человека. Обучающийся должен уметь целенаправленно управлять своим состоянием. Основными условиями высокой эффективности усвоения информации как в режиме осознанного, так и субсенсорного восприятия, являются:
1. Желание заниматься - основной принцип любой учебной деятельности. Обучающийся должен уметь сознательно вызывать и поддерживать у себя состояние желания заниматься. Желание - это источник нашей энергии. Заниматься без внутреннего желания - все равно что пытаться уехать на автомобиле без топлива. Причем, желание изучить язык и желание его изучать - не одно и то же. Многочисленные эксперименты психологов, занимающихся проблемами обучения, показали, что любые попытки усвоения учебной информации без наличия внутреннего желания обучаться, то есть без внутренней мотивации, имеют практически нулевой результат, так как в этом случае на уровне психических процессов происходит блокировка каналов поступления информации в долговременную память. И достаточно только каким-либо образом (например, при помощи АТ) вызвать у человека состояние желания заниматься, как на уровне нашей психики процессы усвоения информации сразу же активизируются, и память становится восприимчивой к предъявляемому учебному материалу.
2. Принцип радости. Любую работу, в том числе и учебную, надо выполнять с внутренней радостью, в условиях внутреннего психологического комфорта, на фоне положительных эмоции. Только в таком состоянии человек способен легко усваивать и перерабатывать большие объемы информации. Если усвоение информации происходит на фоне отрицательных эмоций, внутреннего психологического дискомфорта, то возникает знакомый каждому студенту информационный стресс (невроз) в виде усталости, головной боли, раздражительности, чувстве тревожности, исчезновения желания заниматься. Таким образом, первопричиной информационных стрессов (неврозов) является не усвоение больших объемов информации само по себе, а отрицательные эмоции в процессе обучения.
3. Принцип полного расслабления. Экспериментальные исследования доказали, что излишнее внутреннее физическое и психологическое напряжение резко снижает эффективность любой деятельности, в том числе и интеллектуальной. В древности по этому поводу говорили: «Стоящий на цыпочках долго стоять не сможет». Если Вы не научитесь в процессе обучения расслабляться, снимать мышечные зажимы (блоки), особенно в районе лица, шеи, плеч и кистей рук, которые максимально представлены в коре головного мозга, то Вы не добьетесь высоких результатов, так как будете быстро утомляться. Усвоение информации в состоянии внутренней физической и психологической напряженности (как и при отрицательных эмоциях) может повлечь за собой явления информационного стресса (невроза).
4. Принцип тотального внимания или сосредоточенности («Быть здесь и сейчас»). Основным условием эффективного обучения является то, что в течение всего учебного времени Вы должны быть полностью сосредоточены на учебном материале, мысленно находиться в своем внутреннем пространстве (физическом теле), или «здесь и сейчас». Если же во время обучения Вы мысленно находитесь в другом месте, то до того момента, пока Ваше сознание не возвратится во внутреннее пространство и не сосредоточится на предъявляемой учебной информации, КПД обучения будет равен нулю.
Только одновременное наличие всех четырех условий позволит Вам реализовать себя и свои способности в любой интеллектуальной деятельности. Как же научиться вводить себя в это оптимальное интеллектуальное состояние (ОИС)?
Основным прикладным средством для введения в ОИС является аутогенная тренировка (АТ) или психическая саморегуляция.
Предлагаем Вам АТ, основной целью который является введение человека в состояние ОИС. Прежде чем приступить к тренировкам по овладению АТ, Вы должны осознанно усвоить для себя (раскрыть) содержание каждого отдельного элемента АТ. Эти элементы Вам уже были подробно разъяснены - ЖЕЛАНИЕ-РАДОСТЬ-РАССЛАБЛЕНИЕ-ВНИМАНИЕ.
Что такое содержание элемента АТ? Под содержанием элемента АТ мы понимаем совокупность субъективных ощущений, которые возникают в нашем организме при концентрации внимания на этом элементе. У каждого человека эти субъективные ощущения будут индивидуальны и зависят от личного прошлого опыта, психофизиологических особенностей личности. Чем больше по объему субъективных ощущений у Вас будет возникать при концентрации внимания на каком-нибудь слове, тем большее воздействие это слово будет оказывать на Вашу психику.
Раскроем содержание первого элемента АТ «Желание заниматься» или сокращенно «желание» Прежде всего мы должны найти для этого слова адекватный яркий мысленный образ. Каждый должен найти именно свой индивидуальный образ, который будет работать в нем в полную силу, то есть вызывать прилив внутренней энергии в виде желания заниматься. У одних это будет образ стремительно летящей ракеты или реактивного самолета, у других образ шара, увеличивающегося до огромных размеров, и т.д. Далее «раскрасьте» свой образ, то есть сделайте его цветным. Подключите тактильные (осязательные) ощущения от мысленного соприкосновения с Вашим образом.
Ощутите запах Вашего образа. Теперь мысленно проговаривайте про себя слово «желание» и одновременно вызывайте у себя соответствующий яркий образ и комплекс других ощущений, которые Вы «привязали» к этому слову.
Тренируйтесь таким образом со словом «желание» до тех пор, пока не добьетесь более или менее удовлетворительных результатов в виде яркого образа и соответствующих этому образу ощущений.
После этого по изложенной выше методике переходите к раскрытию содержания понятий «радость», «расслабление», «внимание».
Методика проведения аутогенной тренировки
Исходное положение: стоя, сидя или лежа, глаза открыты.
1. Выбираем напротив себя любую условную точку, на 20-30 градусов выше уровня глаз (горизонта). Расстояние до точки значения не имеет.
2. Мысленно отключаемся от всего внешнего и внутреннего, концентрируем свой взгляд и внимание на точке и медленно считаем до семи. Счет от 1 до 7 в дальнейшем станет для Вас формулой (кодом) введения в состояние аутогенного погружения (АП).
3. Одновременно со счетом «семь» закрываем глаза и резко рассредоточиваем внимание на 360 градусов вокруг в окружающем пространстве и остаемся в этом состоянии (состоянии рассредоточения внимания).
4. Если Вы субъективно ощущаете, что погрузились на недостаточную глубину АП, то повторно сосчитайте до семи с закрытыми глазами, при этом Ваше сознание (внимание) по-прежнему должно быть рассредоточено на окружающем пространстве. С каждым счетом Вы будете все глубже и глубже погружаться в состояние АП. Субъективно это будет выражаться в усилении ощущения приятного легкого головокружения, как будто Вы раскачиваетесь на качелях.
5. Медленно проговаривайте про себя формулу АТ «ЖЕЛАНИЕ-РАДОСТЬ-РАССЛАБЛЕНИЕ-ВНИМАНИЕ», сопровождая каждое слово образом и соответствующими этому образу ощущениями. При этом стремитесь к идеальному варианту АТ, при котором Ваши мысленные образы ничем не будут отличаться от реальных объектов, Вы как бы смотрите цветной фильм с закрытыми глазами. Высшей ступенью АТ будет являться такое положение, при котором Вы научитесь сливаться, воплощаться, превращаться в свои яркие образы, растворяться в них, получая от этих образов максимум внутренних ощущений.
6. Мысленно повторите про себя (по памяти) несколько наиболее понравившихся Вам формул самовнушения по Г. Н. Сытину. В дальнейшем на каждом занятии число повторяемых формул самовнушения увеличивайте на одно.
Формулы самовнушения для улучшения памяти по Г. Н. Сытину
6.1. Я хочу иметь очень хорошую память, я хочу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.2. Мое желание с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь прочитанный материал сильнее всех других желаний.
6.3. Я вижу себя как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.4. Я способен добиться своей цели и с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.5. Я все смею, все могу, я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.6. Я не допускаю ни малейших сомнений в том, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.7. Я верю в то, что я могу с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.8. Я убежден в том, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.9. Я твердо уверен в том, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.10. Все люди видят меня как человека, с одного раза ярко, твердо запоминающего весь прочитанный материал.
6.11. Все знающие меня учителя относятся ко мне как к ученику, с одного раза запоминающему на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.12. Мне нравится с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.13. Я люблю с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.14. Я глубоко осознал, я до конца осмыслил, я до конца понял, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.15. Я использую все свои духовные силы, чтобы всегда с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.16. Я ярко, твердо чувствую себя человеком, с одного раза ярко, твердо запоминающим на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.17. Прилагаю огромные могучие волевые усилия, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.18. Я концентрирую все свои усилия в одном направлении, я создаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для того, чтобы с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.19. Прилагаю великую концентрацию огромных, могучих волевых усилий для развития своей памяти.
6.20. Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие сомнения в том, что у меня сильная память, что я с одного раза ярко, твердо запоминаю на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
6.21. Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью ненавижу всякие неправильные, ложные представления людей о малых возможностях человеческой памяти.
6.22. У меня сильная твердая память.
6.23. Мои родители, бабушка, дедушка, все в нашем роду обладали хорошей памятью.
6.24. Мне по наследству передалась хорошая память.
6.25. Я способен смотреть миру в лицо, ничего не боясь, не боясь трудностей развития памяти.
6.26. Ярко, твердо помню, что у меня хорошая память.
6.27. Я всегда стараюсь с одного раза ярко, твердо запоминать на всю жизнь весь прочитанный учебный материал.
7. Выход из состояния АП. Для выхода из состояния АП необходимо сконцентрировать свое внимание на одной точке и произнести формулу (код) выхода из состояния АП - счет от 7 до 1 (т.е. в обратной последовательности). При счете 1 откройте глаза, вспомните в подробностях все свои ощущения, которые Вы получали от формулы Ат, и, сохраняя их в памяти, приступайте к занятиям, предварительно зачитав для себя все 27 формул самовнушения из п.6.
Общая продолжительность АТ - 3-5 минут. Проводить АТ надо в начале и в конце занятия, а в процессе занятий через каждые 40-45 минут. В процессе занятий непрерывно контролируйте и постоянно поддерживайте у себя наличие всех четырех элементов ОИС(см. «Повышение эффективности обучения... «).
Снятие утомления при помощи аутогенной тренировки «Расширение сознания»
В случае, если в процессе обучения Вы не будете полностью соблюдать условия, изложенные в пунктах 1,2,3,4 раздела «Повышение эффективности обучения...», у Вас будет возникать утомление. Если своевременно не принимать меры по снятию состояния утомления, могут появиться явления информационного стресса. Предлагаем Вам вариант АТ «Расширение сознания» для снятия утомления. При выполнении этой АТ утомленный человек автоматически на некоторое время проваливается в кратковременный сон-отдых и полностью восстанавливает свои силы.
Методика проведения аутогенной тренировки «Расширение сознания»
1. Исходное положение: сидя или лежа, тело максимально расслаблено.
2. Выполняем пункты 1,2,3 и 4 раздела «Методика проведения АТ».
3. Представьте себе, что Вы начинаете очень медленно, плавно расширяться и одновременно растворяться в окружающем пространстве сначала до размеров комнаты, в которой Вы находитесь, дома, города, планеты «Земля”, Солнечной Системы, Вселенной. Представьте себе, что Ваше сознание расширилось до бесконечности и стало подобным Разумной Вселенной. Оставайтесь в этом состоянии расширенного (растворенного) до бесконечности сознания.
Проводить эту АТ надо подобно тому, как талантливый художник пишет картину: с желанием, внутренней радостью (умиротворенностью), максимально полным расслаблением и вниманием, вкладывая в каждое отдельное движение кисти свою душу. Если Вы сумеете выполнить эти условия и если Вы утомлены, то через некоторое время автоматически, непроизвольно погрузитесь в сноподобное состояние. Находитесь в этом состоянии ровно столько, сколько Вам потребуется для снятия утомления, после чего с чистым сознанием и ощущением прилива сил и желания заниматься приступайте к занятиям.
В результате многократного повторения этого упражнения Вы не только научитесь быстро снимать состояние утомления, но и произвольно вводить себя в состояние абсолютно чистого сознания или ОИС (см. «Повышение эффективности обучения... «). Считается, что йоги, в результате многолетних тренировок достигшие совершенства в выполнении упражнения «Расширение сознания», становятся подобными Разумной Вселенной и достигают абсолютного контроля над своим умом, сознанием и физическим телом. Регулярно выполняя это упражнение (3-4 раза в день по 10-15 минут в течение нескольких месяцев), Вы полностью избавитесь от большинства своих функциональных заболеваний.